Обратная связь| На главную| Крта сайта rss
220007, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Могилевская, 45/1, Т. 218-90-00
E-mail: gtk@customs.gov.by
Все телефоны

Главная  >>  Таможенные правила  >>  Перевозчикам  >>  Повышение привлекательности транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь
Повышение привлекательности транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь

Повышение привлекательности транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь

Республика Беларусь в силу своего геополитического положения (через территорию Республики Беларусь проходят второй и девятый трансъевропейские транспортные коридоры) уделяет большое внимание вопросам транзита товаров по её территории.
Одна из основных задача таможенной службы Республики Беларусь – создать условия по быстрому и комфортному перемещению граждан и товаров через белорусский участок внешней границы Евразийского экономического союза.
Время прохождения границы в немалой степени зависит от пропускной способности пунктов пропуска. В рамках Комплексной государственной программы развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на 2011-2015 годы за счет средств республиканского бюджета обустраиваются автодорожные пункты пропуска. В результате реализации программы на введенных в эксплуатацию объектах создана инфраструктура, отвечающая международным требованиям, установлены современные технические средства таможенного контроля, созданы благоприятные условия для граждан.
В связи с этим, основной акцент по дальнейшему сокращению времени пересечения границы таможенная служба делает на совершенствование таможенных технологий в пунктах пропуска.

Таможенная логистика

Качественному обслуживанию товаропотоков, включая транзитные, призвана служить создаваемая сеть транспортно-логистических центров (далее – ТЛЦ), обустройство пунктов пропуска на границе. Развитие этого направления в рамках государственных программ проходит при участии таможенных органов.
Так, учрежденное ГТК республиканское унитарное предприятие “Белтаможсервис” участвует в реализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.
В рамках Программы развития логистической системы РУП “Белтаможсервис” планирует построить 7 ТЛЦ. В настоящее время уже введены в эксплуатацию пять ТЛЦ, ведутся работы по созданию еще двух.
Многоуровневая система ТЛЦ предприятия будет оказывать полный спектр услуг в области таможенной, транспортно-экспедиционной, складской и информационной логистики.
Согласно показателю «Эффективность таможенного и пограничного оформления» как одному из критериев оценки эффективности логистики, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. рейтинг Республики Беларусь повысился на 34 позиции (со 121 места на 87), опередив Россию и Казахстан. Российская Федерация по данному показателю находится на 133 месте, Казахстан – на 121.

Минимизация таможенного контроля при сохранении его эффективности

Должностными лицами таможен совершаются таможенные операции, достаточные для контроля соблюдения законодательства, но вместе с тем, не препятствующие ритмичному пропуску физических лиц, товаров и транспортных средств через границу. Таможенный досмотр проводится только на основании системы анализа и управления рисками (наличия оперативной информации, сработки профиля риска, выявления индикатора риска), что минимизирует субъективный подход инспектора таможни.
В целях минимизации времени нахождения в пунктах пропуска транспортных средств с товарами в последние годы таможенные органы Республики Беларусь широко используют современные средства контроля. Использование технологии неинтрузивного контроля позволяет производить досмотр транспортных средств без вскрытия грузовых отсеков, обеспечивает более высокое качество контроля в течение ограниченного периода времени. В перспективе планируется оснастить сканирующими системами все основные пункты пропуска, а также ряд железнодорожных передаточных станций.

Упрощение порядка помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Таможенный кодекс Таможенного союза позволяет устанавливать особенности перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по территории одного государства. В этой связи, в целях ускорения перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь принят приказ Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 апреля 2012г. № 173-ОД «Об особенностях таможенной процедуры таможенного транзита товаров по территории Республики Беларусь».

Справочно: Этим приказом установлено, что при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита должностные лица таможенных органов:
принимают в качестве транзитной декларации транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы при условии, что таможенным органом отправления и таможенным органом назначения является таможенный орган Республики Беларусь и в отношении товаров представлена предварительная информация в объеме сведений, установленных для транзитной декларации;
не требуют предоставления описи документов, составляющих транзитную декларацию, согласно приложению к Порядку совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 438;
применяют средства идентификации в отношении транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, используемых в качестве транзитной декларации.
Основой транзитной декларации, при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, является транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

Указанный приказ дал реальную возможность перевозчику, перемещающему товары автомобильным, воздушным, водным транспортом, использовать в качестве транзитной декларации транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

Предварительное информирование

Решением Комиссии Таможенного союза № 899 от 9 декабря 2011г. с 17.06.2012г. введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.
С 1 октября 2014 года стало обязательным предварительное информирование таможенных органов при ввозе товаров железнодорожным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Обязательность предварительного информирования установлена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013г. № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» (далее - Решение).
Согласно положениям данного Решения перевозчик,  осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию Таможенного союза, обязан представить предварительную информацию не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица представляют сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства - члена Таможенного союза, на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. Перевозчик осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и их консолидацию.
В случае, когда предварительная информация содержит сведения в объеме, установленном для транзитной декларации, таможенный орган использует ее в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений сведений, содержащихся в предварительной информации, и сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.
С момента вступления в силу Решения с октября 2014г. наблюдается положительная динамика увеличения случаев использования ЭПИ в качестве электронной копии транзитной декларации (от общего количества фактов выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом)
Необходимо отметить, в Республике Беларусь предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, успешно применялось и до введения нормы по обязательности заблаговременного представления сведений о товарах.
С апреля 2012 года применение предварительного информирования при ввозе товаров железнодорожным транспортом на передаточной станции Полоцк позволило сократить время стоянки контейнерного поезда «Зубр» в 2 раза (с 10-12 часов до 5-6 часов).
Результатом введения обязательности предварительного информирования стало:
оптимизация и ускорение совершения таможенных операций на передаточных железнодорожных станциях при ввозе товаров;
повышение эффективности таможенного контроля для обеспечения безопасности международной цепи поставки товаров;
минимизация риска нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза.
Приказом Председателя ГТК от 05.08.2013г. № 297-ОД «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением предварительной информации о товарах, ввозимых воздушным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь» субъектам хозяйствования с 01.09.2013г. предоставлена возможность предоставить электронную предварительную информацию о товарах, ввозимых воздушным транспортом через таможню «Минск-2».

Упрощение перемещения транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах-членах Таможенного союза

В связи с принятием Решения Коллегии ЕЭК от 16.07.2013г. № 158 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза» и Решения Коллегии ЕЭК от 25.03.2014г. № 48, которое внесло изменения в Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010г. № 422 и от 18.11.2010г. № 511, была реализована возможность использовать при таможенном декларировании временного вывоза автомобильных транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП), зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза, и обратного их ввоза в качестве таможенной декларации на транспортное средство свидетельство о государственной регистрации и национальной принадлежности ТСМП (т.е. техпаспорт), выданное в соответствии с национальным законодательством государств-участников Евразийского экономического союза.

© ГТК РБ При использовании информации ссылка на сайт ГТК Республики Беларусь обязательна
Разработка и поддержка - БЕЛТА