PDA| Обратная связь| На главную| Карта сайта rss
220007, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Могилевская, 45/1, Т. 218-90-00
E-mail: gtk@customs.gov.by
Все телефоны

Главная  >>  Пресс-центр  >>  Новости
Новости
31 Июл 2014
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования»

24.07.2014 на Национальном Интернет - портале за № 1/15183 опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования» (далее – Указ). В соответствии с пунктом 4 настоящий Указ вступает в силу с 25 октября 2014 года.

Указ разработан на основании главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение), Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Указом установлены правоотношения, компетенция на урегулирование которых отдана на национальное законодательство государств-членов Таможенного союза Соглашением, а также правоотношения, не урегулированные ТК ТС и Соглашением. Основные положения, касающиеся порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, по-прежнему содержатся в Соглашении.

1. Положениями Указа установлено, что в отношении товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), пересылаемых в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на территории Республики Беларусь, либо ввозимых на территорию Республики Беларусь в течение календарного месяца в адрес одного получателя в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, не уплачиваются таможенные платежи, если таможенная стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и общий вес не превышает 31 килограмма.

Т.е. действующая в настоящее время стоимостная норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых  в международных почтовых отправлениях и  в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, увеличивается со 120 евро и 10 евро соответственно до 200 евро в совокупности.

При этом сохраняется установленная Соглашением весовая норма беспошлинного ввоза, эквивалентная 31 кг, которая будет применяться в отношении товаров, поступивших в течение календарного месяца в адрес одного получателя. Таким образом, получатели почтовых отправлений и товаров, доставляемых перевозчиком, в том числе экспресс-грузов, должны учитывать не только стоимость почтовых отправлений и товаров, доставляемых перевозчиком в течение календарного месяца, а также и их весовые характеристики.

Это может быть как одна посылка (отправка экспресс-доставки) в течение календарного месяца, так и несколько. Как только в совокупности в течение календарного месяца будет превышена либо стоимостная, либо весовая норма беспошлинного ввоза, необходимо будет уплатить таможенные пошлины, налоги в части превышения по единой ставке 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. В случае, если в отправке экспресс-доставки окажутся неделимые товары (вес 1 единицы или комплекта которых составит более 35 кг), необходимо будет, как и при иных способах перемещения уплатить совокупный таможенный платеж, состоящий из таможенной пошлины по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза, налога на добавленную стоимость и сбора за таможенное оформление.

При контроле за соблюдением норм ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенными органами принимается во внимание дата регистрации документов, представленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза для помещения таких товаров на временное хранение, а в отношении товаров, доставляемых перевозчиком, в том числе экспресс-грузов - дата регистрации пассажирской таможенной декларации, представленной в отношении таких товаров.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза товары, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Указом определено, что перевозчики, включенные в реестр таможенных представителей, при перемещении в адрес физических лиц товаров в качестве экспресс - грузов вправе совершать таможенные операции от имени физического лица без фактического присутствия такого лица и доставлять такие товары по месту жительства гражданина. Учитывая, что основная масса таких товаров доставляется операторами экспресс-доставки в Национальный аэропорт «Минск», после вступления в силу Указа получателям не нужно будет самим ехать в место доставки для декларирования таких товаров, либо заранее заключать договор с одним из таможенных представителей на совершение таких операций от его имени.

Однако, это не означает, что такой договор не должен заключаться вообще. При надлежащей организации работы экспресс-перевозчиками выпуск в свободное обращение таких товаров для личного пользования будет производиться без фактического присутствия лица в таможне, и такие товары будут доставляться перевозчиком непосредственно получателю.

2. Сохранена установленная в настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 27 «О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования» норма, в соответствии с которой при временном ввозе иностранными лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования и при наличии в таможенных органах Республики Беларусь информации о нахождении под таможенным контролем ранее ввезенных данным лицом транспортных средств,  взимается обеспечение уплаты таможенных платежей.

Сохранение указанной нормы обусловлено усилением контроля за временно ввозимыми транспортными средствами с целью сокращения количества не вывезенных в установленный срок автомобилей.

3. Указом сохраняется право Государственного таможенного комитета по определению порядка выдачи разрешения на передачу временно ввезенных транспортных средств иным лицам (как гражданам Республики Беларусь, так и иностранным гражданам, лицам без гражданства) в рамках абзаца третьего пункта 2 статьи 11 Соглашения, то есть для вывоза транспортного средства за пределы таможенной территории Таможенного союза, если лицо, осуществившее ввоз не может это осуществить по объективным причинам, например, болезнь.

В настоящее время данный вопрос регулируется Инструкцией о таможенных операциях, совершаемых при таможенном оформлении товаров для личного пользования, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 123 «О таможенном декларировании и таможенных операциях, совершаемых при таможенном оформлении товаров для личного пользования».

4. Статьей 356 ТК ТС установлен перечень документов, подлежащих представлению с пассажирской таможенной декларацией. Приложением к указу данный перечень документов детализируется применительно к законодательству Республики Беларусь и с учетом реализации отсылочных норм приложения 3 к Соглашению. Установление конкретного перечня таких документов необходимо для соблюдения как гражданами, так и должностными лицами таможенных органов порядка совершения таможенных операций.

5. В отношении физических лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в Указе сохранены нормы в соответствии с которыми:
отсутствует необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, имеющими намерение переселиться на постоянное место жительства в Республику Беларусь при помещении ввозимых ими товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
имеется возможность хранения лицами, намеревающимися переселиться на постоянное место жительства в Республику Беларусь, ввезенных товаров для личного пользования по месту жительства таких лиц;
установлены особенности возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, размещенных на временное хранение, а также срок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров. Данный вопрос не урегулирован таможенным законодательством Таможенного союза.

Обращаем внимание, что порядок создания временной зоны таможенного контроля, для целей временного хранения товаров по месту жительства таких лиц, установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и правовом режиме зоны таможенного контроля».

6. В соответствии с международными договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами о пунктах пропуска, через пункты упрощенного пропуска допускается пропуск товаров, не подлежащих декларированию в пределах, установленных законодательством Сторон. Данные пункты пропуска предназначены исключительно для следования через них жителей приграничных территорий с культурными целями, для целей поддержания родственных связей, для посещения мест захоронения. Иные граждане в указанных пунктах пропуска перемещаться не могут. В пунктах упрощенного пропуска осуществляется только пограничный контроль.

Указом установлены основные категории товаров, которые могут перемещаться в качестве товаров для личного пользования через пункты упрощенного пропуска в качестве товаров для личного пользования:
- товары согласно перечню, определяемому ГТК, ГПК, Минсельхозпродом;
- легковые автомобили, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- легковые автомобили, зарегистрированные в иностранных государствах, при наличии документа, выданного ранее таможенным органом и подтверждающего временный ввоз такого автомобиля.

В случае если лицо будет перемещать через пункт упрощенного пропуска товары, не относящиеся в соответствии с установленными перечнями к товарам для личного пользования, в таком перемещении ему будет отказано, но не исключает возможности перемещения данных товаров через пункты пропуска, в которых проводится таможенный контроль.

7. Дано определение термина «лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь» для однозначного отнесения таких лиц к лицам государства-члена Таможенного союза.

8. Учитывая, что служба авиационной безопасности в аэропортах в целях обеспечения безопасности полетов в обязательном порядке осуществляет соответствующий контроль в отношении пассажиров и их багажа, на эту службу возлагается обязанность по информированию должностных лиц таможенных органов о вывозе физическими лицами запрещенных и (или) ограниченных к перемещению товаров, а также товаров, не относящихся к товарам для личного пользования (согласно приложению 1 к Соглашению), в случае их выявления при проведении такими службами своих форм контроля. Введение данной нормы обусловлено также тем, что указанная служба технически оснащена оборудованием, позволяющим выявить товары, в частности, спрятанные в одежде физического лица. Предоставление таможенным органам информации о таких товарах на этапе до начала осуществления таможенного контроля позволит предотвратить совершение правонарушения, а так же сократить количество неэффективных операций таможенного контроля, в том числе его исключительной формы – личного таможенного досмотра.

Пресс-служба ГТК Республики Беларусь

© ГТК РБ При использовании информации ссылка на сайт ГТК Республики Беларусь обязательна
Разработка и поддержка - БЕЛТА